Вопрос - ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы для решения для сложных задач

Как составить договор с привлеченным исполнителем-физическим

Лицом, чтобы его не переквалифицировали в трудовой?
Договор возмездного оказания услуг с физическим лицом действительно может быть признан трудовым договором с начислением дополнительных налогов, сборов, платежей, пеней и штрафов если он некорректно составлен или прикрывает фактически трудовые отношения.

Что необходимо выделить в таком договоре:

1. Исполнитель оказывает определенную услугу, а не выполняет трудовую функцию. Например, не должно быть формулировок: «выполнение работы по должности...».
2. В договоре отсутствует привязка обязанностей исполнителя к Правилам внутреннего трудового распорядка, жёсткому графику работы, прямому подчинению должностным лицам заказчика.

3. Оплата привязана к выполнению работ/оказанию услуг (аванс – окончательная оплата после подписания акта или оплата после подписания акта), а не ежемесячно «15 и 29 числа».

4. Одним из основных отличий договора оказания услуг от трудового договора – его срочность (месяц, 6 месяцев, год), если услуга оказывается бессрочно, договор может быть признан трудовым.
В договоре поставки не указан срок оплаты. Как действовать поставщику
в этом случае?
Хотя сроки оплаты и не относятся к существенным условиям договора поставки, рекомендуется их устанавливать в тексте договора, во избежание неприятных последствий для обеих сторон. В случае, когда срок в договоре не установлен, или поставка производилась на основании гарантийного письма, выставленного счета, иного документа, стороны могут руководствоваться п. 2 ст. 314 ГК РФ. Обязательство должно быть исполнено в течение 7 дней с момента востребования.
В случае с оплатой это означает, что оплата должна быть произведена не позднее 7 дней с момента получения письменного требования от поставщика об оплате товара. Требование должно быть направлено по адресу, указанному в реквизитах договора, а если оно не соответствует адресу из ЕГРЮЛ (юридическому адресу), то и по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Исключение составляет только договор купли-продажи, ст. 500 ГК РФ которая предусматривает оплату непосредственно в момент заключения договора, если в тексте самого договора не установлены другие условия.
Покупатель настаивает на приемке товара в соответствии с Постановлениями П-6 и П7
Госарбитража. Стоит ли соглашаться и не принесет это поставщику дополнительные
сложности?
Из практики могу заметить, что приемка по П-6, П-7 довольно сложная и порядком устаревшая конструкция. Чем она может быть опасна для сторон договора:

1. В случае обнаружения некачественной, некомплектной продукции Покупатель обязан вызвать только представителя «одногороднего» Поставщика. Если стороны находятся в разных городах, обязанность вызывать и ожидать прибытия представителя Поставщика из другого города, необходимо прописывать дополнительно в тексте договора. Вывод – опасность для иногороднего Поставщика в том, что в акт приемки могут быть внесены недостоверные сведения, которые в последствии будет трудно опровергнуть.
2. Жесткие сроки прибытия для осмотра поставленной продукции с одной стороны могут привести к тому, что представитель Поставщика просто не сможет прибыть. В тоже время, если речь идет о продукции, которую сложно или невозможно хранить (например, асфальт, бетон и т.д.), то ко времени прибытия представителя Поставщика (4 часа с момента получения вызова), установить качество может быть крайне трудно или невозможно.

3. Инструкции допускают составление акта в присутствии «представителя общественности предприятия-получателя» или представителя другого предприятия. Если в договоре нет никаких специальных оговорок по этому поводу, Покупатель впоследствии может ссылаться на этот акт в судебном заседании.

4. Устаревшие способы направления уведомлений. Инструкции предполагают направление вызова по телефону или телеграфу, направление по адресу электронной почты или мессенджеру может быть проигнорировано и, не факт, что суд согласится с тем, что вы были правы и вызов имел место. Особенно, если это не оговорено дополнительно в договоре.

Таким образом, мы видим, что разработать и прописать свой собственный порядок приемки продукции может быть гораздо проще, продуктивнее и безопаснее.

Заказчик не оплатил полностью выполненные работы. Чтобы подать в суд исковое заявление, требуется предварительно направить претензию. Можем-ли мы, для экономии времени, направить претензию по электронной почте или сообщением в мессенджере?

Претензия может быть направлена по электронной почте, через социальные сети или с помощью мессенджера если это предусмотрено в тексте договора. Данный вывод подтверждается и Постановлением Верховного суда РФ от 22.06.2021 г. №18.

            Таким образом, если текст самого договора предусматривает направление претензий, сообщений, уведомлений с помощью телекоммуникационных сетей, вы можете направить претензию по официальным адресам, размещенным на официальном сайте Заказчика или указанным в реквизитах договора. Доказательством направления претензии в таком случае будут скриншоты страниц с указанием адреса интернет-страницы и времени получения уведомления. Такие скриншоты необходимо заверить соответствующим образом и представить в суд, вместе с исковым заявлением.

Если таких условий в договоре нет, претензию необходимо направлять почтовым или курьерским отправлением, доказательством направления будет почтовая квитанция (накладная) и опись вложения с печатью почтового отделения.

Рекомендуется, в текст договора, включать право сторон направлять любые уведомления, претензии, сообщения по адресам электронной почты, указанным в реквизитах к договору, а также по согласованным в договоре номерам мессенджеров или иным способом. Эти условия позволят ускорить обмен документами и защитят в случае возникновения споров по поводу получения/не получения отдельных документов.